Тибетская медицина

История возникновения тибетской медицины в России

Рожденная в Тибете

По сей день вопрос о зарождении тибетской медицины считается открытым. Виной всему религиозно-политическая разрозненность между буддистами и последователями Учения Юндрун Бон («Учение Свастики»). Печально наблюдать, как высокая врачебная миссия  - освобождать все живое от страдания - попадает в эпицентр религиозных и политических распрей. Однако, что же мы все-таки знаем о тибетской медицине?

Существует две ветви исторического обоснования:

1.                 Из первой мы узнаем, что популярная в наши дни тибетская наука врачевания своим зарождением обязана слиянию китайских и индийских познаний. Письменные трактаты этих народов стали переводить в Тибете начиная с VI века, когда в государстве появился Буддизм.

2.                 По второй версии корни медицины ведут в Шанг-шунг (одно время существование древнего государства отрицалось тибетскими духовными лидерами).

Чтобы пролить немного света на ситуацию, приведем один весомый факт, записанный в астрологическом тибетском трактате «Вайдурья Карпо» (ХVII в). Авторство которого принадлежит регенту пятого Далай-ламы Сангье Гьятцу. Примиряющий обе стороны отрывок из двадцатой главы, повествует, что Будда Шакьямуни из Шанг-шунг принял образ Будды Шенраба Мивоче и дал наставление для всего живого на Путь Свастики.

Как бы там ни было, обе медицинские традиции (буддийская «Чжуд-ши» и боннская « Бум-ши») практически не имеют отличий в методах диагностики, лечении и лекарственной рецептуре.

Из Тибета в Россию

Первые сведения  и традиции тибетской медицины пришли к нам вместе с Монголами. Изначально с ней соприкоснулись буряты Забайкальского края. В 1741 году указом императрицы Татьяны Петровны в Бурятии была признана ламаистская вера и утверждены 11 дацанов и 150 штатных лам. Этот год можно назвать датой признания буддизма Российской Федерацией.

Попытка немецкого зоолога и морфолога Адольфа Ремане (1898 - 1976 гг.) привить интерес медицины Тибета в центральной России потерпел фиаско. Приглашенный им врач Цультим Цеден скончался, так и не доехав до Петрограда. Следующим энтузиастом стал генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Муравьев-Амурский. Побуждающим фактором явилась эпидемия тифа в Чите (конец 1850 года), во время которой агонизирующий город потерял многих замечательных врачей. Граф созвал на борьбу с напастью лам-врачевателей, которых возглавлял Сультим Бадма (Цультим Бадмаев). Были организованы кордоны, и повсеместно окуривались помещения с больными. Последовал успех. Губернатор был крайне удовлетворен способностями тибетской методики. 

Медицинский департамент послал Бадмаева в Николаев, чтобы совместно с врачами военного госпиталя заниматься целебной практикой против рака и бугорчатки. Результаты были настолько поразительны, что врача тибетской медицины удостоили правом носить военный мундир. Чтобы стало ясней, Цультим абсолютно не владел русской грамматикой, плохо разговаривал и не имел специального медицинского образования.

Лама Бадмаев прошел обряд крещения, взял себе имя Александр Александрович. В 1860 году в Петербурге открылась его аптека с тибетскими препаратами, а в промежутке с 1863 по 1868 он добровольно читал курс лекций монгольского языка. Позднее к нему присоединился родной брат, крестившийся и ставший Петром Бадмаевым. С тех пор в Петрограде появился еще один носитель знаменитой фамилии сведущий в тибетской медицине.

Период царствования Александра был для братьев в общем положительным, несмотря на нападки отдельных профессоров и врачей. Тяжелые дни наступили с приходом революции. Петр Александрович в итоге погиб (1920 г.), не перенеся тяжелых допросов и тюремных оков. То кровавое время забрало жизни огромного количества талантливых, умных, и глубоко эрудированных людей. Советская власть напрочь отвергла тибетскую медицину, несмотря на отчаянные попытки некоторых ученых.

В 90-е годы начался бурный процесс ее возрождения в РФ, где важную роль сыграл Бурятский научный центр. Было бы нелепым упущением отказаться от тибетской фармакопеи, в распоряжении которой богатейший арсенал натуральных лекарственных препаратов. Они, как правило, имеют многокомпонентный (от 2-х до сотни) травяной состав, включающий минералы. Оказывают комплексное воздействие на организм и восстанавливают общее здоровье.

Центры и клиники тибетской медицины (работающие в соответствии с законодательством РФ)

Клиника «Тибет» - в клинике объединили тибетскую и современную европейскую медицину. При необходимости, если случай требует повышенного внимания, созывают консилиум лучших специалистов.


Возврат к списку