Тибетская медицина

Тибетская медицина на западной территории - ящик Пандоры или великое спасение?

Секреты тибетской медицины вот уже несколько столетий бережно оберегаются монастырях. К нам на Запад периодически просачиваются обрывки рецептов, сведения о загадочным мантрах и тибетской философии - но даже признанные западные специалисты за очень редким исключением не представляют себе цельной картины из этих знаний. Стоит ли нам поддаваться жажде неизведанного или же принять тот факт, что тибетская медицина - это удел немногих посвященных, который никогда до конца не откроется чужакам?

Чем так привлекательна практика именно тибетской медицины для западного врача?

Возрождение интереса к тибетской медицине в России пришлось на суровые девяностые. Отсеяв многих нечистых на руку  целителей, даже современные серьезные исследователи сталкиваются с недоверием пациентов и коллег. Что, однако, не мешает им продвигаться в своем деле и даже практиковать тибетскую медицину прямо в столице, открывая всевозможные центры, проводя семинары и обучая в специализированных школах и академиях. И, что интересно, в ряды таких исследователей вступает все больше уважаемых врачей - терапевтов, кардиохирургов, неврологов.  Казалось бы, эти специалисты,  в силу своего образования и склада ума должны, как минимум, с большим подозрением относиться к невербальным практикам, а как максимум - быть противниками недоказанного западной наукой.  И тем не менее, именно врачи современной западной медицины становятся верными поклонниками традиционных тибетских практик. Что же в них такого привлекательного?

Напомним, что тибетская медицина - это сплав культур. Она вобрала в себя лучшее, прежде всего, от китайских и индийских методик, пересмотрев их, и создав собственную философию. Подход тибетской медицины узнаваем, например, в теории 5 элементов или аюрведических «ветре, желчи и слизи», и в то же время уникален своей глубиной и согласованностью.

Наша же западная медицина, при всей своей самоуверенности, далеко не всесильна. Организм оказывается куда сложнее, чем простой набор органов и химических соединений. Несмотря на доскональное изучение строения тела, его процессов, мы сталкиваемся с огромным количеством хронических или неизлечимых болезней, не можем назвать причины многих патологических состояний. Тогда как в тибетской медицине попросту отсутствует понятие хронического заболевания.

А вот с изучением душевного состояния (психики, как «сухо» на западе оно называется) у нас всегда были сложности. В первую очередь потому, что современная наука не признает психику отдельным и полноценным процессом в организме, рассматривая ее, скорее, в контексте физиологии. Так, наши чувства объясняют не более чем химическими реакциями, нервная система - наличием вполне осязаемых электрических импульсов, и то, лишь в составе нейрогуморальных процессов. А человеческий мозг, мысли - и по сей день терра инкогнита для науки. Нам легче признать свою несостоятельность, чем посмотреть на вещи с другой стороны.

Неудивительно, что самые талантливые специалисты, с широким складом ума в итоге приходят к переосмыслению своих знаний, и кидают взгляд в сторону Тибета, где наши неизлечимые болезни вполне поддаются лечению, а рецептуры лекарств не меняются вот уже несколько столетий - и все это время подтверждают свою эффективность.

Возможна ли тибетская медицина на современном Западе?

Интерес к восточным практикам у западного человека был всегда. Конкретно тибетская медицина в том или ином виде только в России существует около 200 лет. И тем не менее наши знания о ней сегодня малы, а опыта применения методик - практически нет. Почему же так происходит, учитывая и наличие интереса, и доступные сегодня расстояния?

Несмотря на бережное хранение своих секретов, основы философии тибетской медицины сегодня доступны и нам - но при этом до конца непонятны. Проблема в том, что западной науке очень сложно абстрагироваться от собственных убеждений - мы все пытаемся переложить на свои шаблоны и в восточных практиках ищем не истину, а подтверждение своей правоты. Исследуем древнейшие рецептуры на предмет химического анализа, объясняем мантры лишь вибрационным воздействием, рассматриваем расположение точек акупунктуры, исходя из собственных представлений об анатомии.

Тибетская же медицина неразрывно воздействует на 2 составляющих человеческого организма - материальную (физическую) и духовную (психическую), выделяя каждую из них в отдельный, самостоятельный подкласс. Причины болезней могут крыться в нашем душевном состоянии, без воздействия на которое лечение не будет иметь эффекта. Лекарства вот уже тысячу лет смешиваются на основе собственных принципов о влиянии энергий - и ко всему этому можно было бы относиться скептически, если бы не реальная эффективность, недоступная пока западной медицине.

Мы привыкли относиться к лечению как к чему-то обезличенному - проглотил таблетку и побежал дальше. Неудивительно, что недуги не покидают нас, превращаясь в хронические болезни. В тибетской практике лекарства смешивает сам врач, а больной непосредственно участвует в собственной терапии - меняя свой образ жизни, соблюдая специальную диету и так далее.

Поэтому, начиная просто интересоваться тибетской медициной, необходимо отойти от привычных канонов, забыть западные знания. Задумываясь об этом, понимаешь, что, возможно, и не из жадности тибетские монахи оберегают свои секреты - ведь в руках несведущих варваров с Запада они могут быть не просто неэффективными, но даже и опасными.

Возврат к списку